Учитель Иванов Порфирий Корнеевич
  Главная
  Биография
  «Эксперимент
  длиною в полвека»
  «Детка»
  Гимн
  «Слава жизни»
  «Победа моя»
  Труды Учителя
  Воспоминания о
  встречах с Учителем
  Статьи
  последователей
  Размышления
  последователей
  Приложение
  Ссылки




ИГОРЬ ХВОЩЕВСКИЙ.
ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЕССМЕРТИЯ.


    АННОТАЦИЯ.

  В работе рассматриваются способы решения проблемы эволюционного перехода человеческого общества к качественно более совершенному состоянию, основанному на принципах гармонического взаимодействия Ноосферы и Биосферы в единстве и любви всех видов живой Природы. Как показывает подход к решению этой проблемы, это связано, прежде всего, с качественным преобразованием самого человека — переходом его в новое состояние, свободное от рабской зависимости от внешних условий, связанной с потреблением природных и энергетических ресурсов планеты, ведущих к деградации ее Биосферы, к уничтожению окружающего нас мира Природы, т.е. наиболее совершенным образом решающим проблемы экологии Земли.

  Такой подход рассматривается в трудах наших известных отечественных ученых и мыслителей: Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, В.Ф. Купревича и, что особенно важно отметить, в 50-летнем натурном эксперименте в Природе (в условиях, когда, по выражению Н.Ф. Федорова, “лабораторией становится собственный организм человека и окружающая его Природа”) нашего выдающегося соотечественника Порфирия Корнеевича Иванова.

  Все труды вышеназванных ученых, мыслителей и практиков воедино связаны, как в постановке задачи, так и в решении ее: построения будущего совершенного общества Людей и Природы, Ноосферы и Биосферы.


    ВВЕДЕНИЕ.

  Соотносимость “внешнего” и “внутреннего” планов взаимодействия “человек-среда” в процессе современного развития энергетики и сохранения природной среды. Истоки разрешения проблемы антагонизма.

  В современную эпоху — эпоху стремительного развития технической мощи человечества, две проблемы внезапно (если воспользоваться общепринятыми историческими отрезками измерения) вышли на передний план. Сосуществуя между собой и оказывая друг на друга взаимное влияние, они все более и более, прямо или косвенно формируют дальнейшее развитие индустриальных, аграрных и научных путей человечества, оказывают влияние на развитие сознания нашего и нет никакого сомнения, что их воздействие на жизненную сферу человечества все более и более будет возрастать.

  Это проблемы энергетики и сохранения окружающей среды, природы. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые итоги исследований, проводимых в рамках ООН и государственных институтов разных стран, относящихся к той и другой проблеме, впервые актуально зазвучавшей с начала 80-х годов [1-4].

  При современном уровне потребления энергии традиционных (природных) запасов топлива хватит на 137 лет, однако, если взять за основу уровень энергопотребления, прогнозируемый на 2000 год, то этих запасов хватит примерно на 24 года!

  С другой стороны, как показывает нам опыт последних лет, стремительная индустриализация и связанный с нею прирост энергетики приводят к тому, что “деградация” природы наступает с такой скоростью, что непосредственно угрожает благополучию людей и стабильности государств” [1].

  Очевидно и в дальнейшем следует ожидать, что проблемы эти будут в антагонистическом отношении друг к другу, т.е. дальнейший прогрессирующий рост энергетики, основанный не только на традиционных, но и на новых источниках энергии, будет оказывать разрушительное влияние на окружающую естественную природную среду, от которой зависит наше здоровье, благополучие, счастье, радость духовного совершенствования.

  Нетрудно видеть, что проблемы эти связаны с “внешним планом” отношений человек — окружающая среда, в котором основную, активную нагрузку несет внешняя природная среда, — человек же играет роль потребителя. И эта нагрузка разрушает среду. Так или иначе, но при существующем внешнем плане отношений человек — среда мы никогда не сможем достичь полного разрешения конфликта между ростом потребления и сохранностью окружающей среды даже в случае применения новых источников энергии, например атомной и др., так как этот конфликт в лучшем случае может быть приведен лишь в качественно новый, но внешний план отношений (в конечном счете, потенциально и более опасный, о чем будет сказано ниже), но никогда не может быть преодолен.

  Напрашивается вывод, что эффективное разрешение этого конфликта и, как результат, сохранение внешней среды в наиболее естественном ее виде, может быть осуществлено лишь при условии смещения центра тяжести в вопросе потребления с “внешнего плана” на план “внутренний”, т.е. с разрешением вопроса о внутреннем преобразовании самого человека. И дело здесь не в количественном, с философской точки зрения, подходе к решению этого вопроса, связанного с разумным регулированием потребностей человека, достаточно механический, такой подход не дает эффективного решения проблемы конфликта. Решение вопроса находится на путях качественного преобразования внутреннего плана самого человека.

  Принципиальные философские и научные обоснования качественного преобразования внутреннего плана человека заложены, и это весьма отрадный факт, в трудах наших виднейших соотечественников: В.И. Вернадского [5-7], К.Э. Циолковского [8-10], Н.Ф. Федорова [11], В.Ф. Купревича [12-14], в ряде работ физиков и биологов [15-19], а также в разрабатываемой ныне области науки, связанной с термодинамикой биологических систем [20-23]. И, конечно, для нас особенно важны практические результаты на пути природного совершенствования человека. И здесь труды Иванова П.К., направленные на качественное преобразование внутреннего плана человека в его отношениях с природой, его живой собственный 50-летний опыт “диалога” с Ней, когда лабораторией стал он сам, его многочисленные рукописные труды, наблюдения, письма, его система природной закалки, составленная для нашего качественного совершенствования в природе, имеют неоценимое значение. При этом достижения П.К. Иванова теснейшим образом взаимосвязаны с научными открытиями вышеназванных ученых — настолько взаимопроникновенны между собой их идеи.

  Выросшие на отечественной почве, они дают сильнейший импульс всему человеческому обществу на путях перехода человеческого общества в новое состояние, основанное на ненасилии окружающей Природы, на доверии и любви к Ней, на гармоническом единстве Ноосферы и Биосферы.


    ЧАСТЬ 1.

  Качественное преобразование внутреннего плана человека, как составная и неотъемлемая часть гармонического единства человека и природы, ноосферы и биосферы.

  Как было отмечено во введении, с одной стороны на планете происходит все более прогрессирующее исчезновение столь нужных человечеству традиционных биологических ресурсов энергии, а с другой, одновременно с этим, появляется все более возрастающая деградация Природы, богатства которой не беспредельны, от все более усиливающегося натиска современного общества потребления. И как итог этого, становится все более очевидным, что человеческое общество подошло к новому наиболее опасному своему состоянию так называемого “техногенного апокалипсиса” самоуничтожения. В результате, вполне закономерен вопрос, что надобно делать, чтобы избежать надвигающейся катастрофы? Где выход из этого тупика?

  И с этой точки зрения, возникшие в прошедшем и нынешнем веках труды, мысли и дела наших соотечественников, Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, В.Ф. Купревича, П.К. Иванова дают бесценный вклад в разрешение этой, казалось бы, неразрешимой задачи. Для уяснения сути дела, совершим краткий обзор по данной проблеме.

  Выдающийся русский ученый и философ, академик В.И. Вернадский является создателем совершенно нового направления в науке — учения о “живом веществе” — деятельность которого преобразует всю нашу планету. “Живое” вещество неразрывно связано с окружающей его средой, оно образует живую оболочку земли, так называемую “биосферу”. Эволюция биосферы определяется различными факторами, в том числе и деятельностью человека. В учении о биосфере эволюционный подход приводит В.И. Вернадского к выводу о том, что в результате разумной творческой деятельности человечества, биосфера эволюционирует в ноосферу, “царство разума”, по выражению В.И. Вернадского. Человек, являющийся творцом и продуктом ноосферы и сам эволюционирует вместе с нею, являясь во внутреннем плане своем концентрированным выражением наиболее совершенных свойств ее, и в тоже время, находясь в неразрывной связи со всем ее пространством. Здесь В.И. Вернадский научно обосновывает, что в самой сути своей человек есть существо социальное, сознательно и воедино связанное со всем человечеством и со всем живым веществом планеты. И такая эволюция идет непрерывно. Процесс этот, по его выражению, представляет собою “полярный вектор времени, направление которого не меняется”. На основании многочисленных научных наблюдений и обобщения уже существующих экспериментальных научных данных В.И. Вернадский приходит к выводу, что “живое вещество” имеет иную геометрию и, занимая ничтожное место в биосфере, энергетически выступает на первое место. Оно имеет дисимметрию и полярный вектор времени в своем развитии. Пределы размножения массы жизни ограничены, хотя требует проверки рабочая научная гипотеза о космическом обмене живых естественных тел. Количество химических соединений в живых телах безгранично, и с эволюцией человека, как объекта ноосферы, становятся вполне реальными условия, когда “внутренний план” человека в результате эволюции и, в силу “необратимости полярного вектора развития” должен перейти в качественно иное, более высокое, с точки зрения формы жизни, состояние, свободное от рабской зависимости, связанной с питанием, а значит и уничтожением живущего в природе. Вот что пишет по этому поводу В.И. Вернадский:

  “... имела ли предшественников мысль об автотрофности человечества и стремление к этому, как геологическому явлению (т.е. к тому времени, когда человек перейдет из состояния вещества гетеротрофного — живущего за счет другого существа, в состояние автотрофное и будет использовать для жизни энергию солнца, минуя живые организмы). Надо бороться для этого, так как занять такое положение важно и для русской культуры...” [7].

  Важно для русской культуры. Как современны эти слова в настоящее время! Предвидение В.И. Вернадского о возможности перехода из гетеротрофного состояния в состояние автотрофное вскоре обрело экспериментальную поддержку. Правда, опыты проводились на растениях, но сам факт перехода блестяще подтвердился. И установил этот факт известный советский ученый В.Ф. Купревич. Его многолетние опыты над различными растениями подтвердили возможность перехода растений из гетеротрофных существ, живущих за счет других живых организмов в существа автотрофные, питающиеся непосредственно энергией солнца [12]. Этот факт позволил ему сделать вывод о переходе в автотрофное состояние, как “эволюции на пути освобождения от власти внешней среды — приобретения организмом все большей относительной автономности...” — вывод, подтверждающий мысли В.И. Вернадского.

  Опираясь на свои мысли и многолетние наблюдения, В.Ф. Купревич делает важные в философском и научном отношении выводы. Он считает, что “смерть является временным эволюционным фактором, ускоряющим совершенствование организма. Однако, уже в недалеком будущем человек в результате качественных изменений в его организме, может значительно отдалять старость и смерть” [13-14].

  Труды К.Э. Циолковского, связанные с переходом с внешнего плана потребительских отношений человек — среда на внутренний план собственного энергетического и интеллектуального совершенствования многочисленны. Еще в ранней своей работе, опубликованной в 1895 году и названной “Грезы о земле и небе” [8], К.Э. Циолковский описывает мыслящих существ солнечной системы, питающихся непосредственно энергией солнца. В этих удивительных существах животное соединяется в одно целое с растением и потому существо может быть названо животно-растением. Поверхность тела с небольшими крылообразными придатками, освещенными солнцем, служит лабораторией для приготовления силы и жизни... В известной работе “Монизм вселенной” [10] он прямо говорит о пути нашей дальнейшей эволюции: “превращения каждого из нас в “автотрофного человека”, питающегося непосредственно энергией солнца”.

  Здесь мысли двух гениев (Вернадского и Циолковского) явно перекликаются. Человек, в качественно новом внутреннем плане, подобно растению, питается непосредственно солнечной энергией и на таком пути обретает в полноте гуманизм своего существования, т.е. в гармонии и безо всякого насилия сосуществующий со всем живущим на земле. И в дальнейшем К.Э. Циолковский не раз возвращался к теме человека с качественно новым внутренним планом, называя его “растением будущего”, “животным космоса”. В вышедшей в 1920 году в Калуге брошюре “Богатство вселенной” [9] ученый отмечает, что только “в коммунистическом обществе человечество будет разумно пользоваться всеми природными благами”. Говоря о роли разума и эволюции, ученый имел в виду не только влияние общества на природу или природы на человека, но и процесс сознательного преобразования самого человека, — “автоэволюцию, вплоть до превращения в космическое существо... человек будет преобразовывать не только землю, но и существа, не исключая самого себя... И человека неизбежно ждет эта судьба, это преобразование”.

  Однако параллельно с этим путем К.Э. Циолковский разрабатывал и другой, более глубокий, с точки зрения эволюционного преобразования внутреннего плана человека. Этот путь более тесно связан с переходом его в будущем в “солнечное”, “лучистое”, бессмертное состояние, о котором он говорит в своих работах [10, 24, 25].

  Суть исследований К.Э. Циолковского, занимавшегося на протяжении многих лет вопросами взаимного превращения различных форм энергии, можно выразить в виде следующих выводов [24-26]:

  ассеяние энергии, как явление обычное в окружающей нас природе, происходит, очевидно, скоро и дорого”.

  акопление энергии можно осуществить за счет медленного и бесплатного отнятия энергии от окружающих холодных тел”.

  Естественным результатом этих выводов является вопрос: Как осуществить накопление энергии непосредственно в человеческом организме за счет “медленного и бесплатного отнятия ее от окружающих холодных тел”?

  Проблема настолько важна и актуальна, что ее без преувеличения можно отнести к одной из центральных во всем современном естествознании. Ведь с решением ее, как отмечает К.Э. Циолковский, “человечеству открывается будущее, независимое от солнечной энергии и даже внутренней самостоятельной теплоты земли”.

  Решение этой грандиозной проблемы (такие проблемы характерны для К.Э. Циолковского, тому пример — история развития космонавтики, связанная с его трудами) — комплексная задача многих направлений науки. Однако уже сейчас возможно отыскать некоторые истоки подхода к решению этой проблемы на путях развития термодинамики необратимых процессов [16] и вытекающей из нее термодинамики биологических процессов [20, 21], согласно которой биологическая система (в нашем случае — человеческий организм), должна быть термодинамически открытой и, кроме того, способной направлять поток энергии из внешнего, более холодного пространства внутрь себя (условия, эквивалентные режиму “теплового насоса”). При соблюдении этих условий создаются предпосылки для реализации процесса, благоприятствующего непрерывному, с течением времени, возрастанию притока энергии внутрь биологической системы. Интересно в этом случае обратить внимание на введенный И.Р. Пригожиным [17] так называемый “критерий эволюции”, согласно которому устойчивость биологических структур обнаруживается вдали от условий равновесия.

  Чтобы доходчиво представить это глубокое явление обратимся к образному примеру. Введем так называемый принцип бочек. Представим, что на пути из пункта “А” в пункт “Б” (например, долгая творческая жизнь) стоят пустые бочки. Находясь на такой бочке человеку трудно удержать равновесие. Пусть падение с бочки квалифицируется как “смерть”. Чтобы попасть из пункта “А” в пункт “Б” — реализовать долгую творческую жизнь, человеку все время нужно перепрыгивать с бочки на бочку по направлению к пункту “Б”. Это и есть та самая активная динамическая устойчивость вдали от условий равновесия, в противоположность пассивному, не творческому “жонглированию” на одной бочке, без всякого продвижения вперед.

  Если растягивать расстояние между пунктами “А” и “Б”, то прохождение этого пути можно рассматривать как все удлиняющуюся активную устойчивую творческую жизнь.

  Вопрос состоит в том, как реализовать динамическую устойчивость (бег по бочкам) внутри организма?

  Один из способов, как будет показано ниже, – это, в частности, обливание всего тела холодной природной водой — резкое встряхивание себя. Это как оттягивание струны: она долго, долго звенит, а если затихает, то вновь оттянем... (аналогично перепрыгиванию с бочки на бочку)...

  Последний пример “оттягивания струны” можно применить и к биологической науке, а именно того раздела ее, который связан с разработкой направления в изучении живых систем, связанных с реализацией отрицательного потока энтропии, а значит и увеличения во времени внутренней энергии организма [20, 21].

  Исходя из вышеизложенного, можно сделать два существенных вывода, имеющих прямое отношение к дальнейшей эволюции Человечества и Природы Земли — как гармонического слияния Ноосферы и Биосферы.

  1. В сегодняшний период становления ноосферы обязательным условием для успешного созидания “внутреннего плана” человека необходимо благоприятное состояние биосферы: ведь не только различные живые существа, но и сам человек приспособлены к тем сочетаниям природных агентов, в которых человек и весь окружающий его мир живет. Поэтому необходимо обеспечить чистоту воздуха, воды и земли от различных испытаний атомного, химического, бактериологического и других видов вооружения, ведущих к загрязнению биосферы. Становится ясным, с позиций становления ноосферы, как важно на сегодняшнем этапе движение за мир и за избавление человечества от всяческих видов вооружения.

  2. Исходя из того, что основным признаком “живого вещества” является его неэвклидность, десимметрия [5, 6], передающиеся при взаимодействии его (энергетическом и др.) с окружающей средой, обратим самое серьезное внимание на тот факт, что ныне быстро развивающиеся источники энергии, такие, как “атомные” и “водородные”, в силу их косности, т.е. отсутствия преобладающей спиральности, могут оказаться вредными для живой ткани человечества, т.к. постепенное накопление противоположной закрутки в организме человека будет приводить к “загрязнению” не только самого человека, но и его генетического кода, что может обернуться катастрофой для будущих поколений. За примерами далеко ходить не надо. В химии, например, органический сахар усваивается организмом, а полученный химическим путем — нет. На вредное влияние противоположной закрутки указывает и В.И. Вернадский [5, 6]. Почему-то на этот факт принципиального значения до сих пор не обращают внимания.

  До настоящего времени человеку с этой стороны ничто не угрожало, т.к. он “энергетически питался” (в смысле теплового обогрева) за счет источников энергии биологического происхождения: дров, нефти, каменного угля, газа и т.п.

  Практическое осуществление путей качественного преобразования “внутреннего плана человека” в “живой природе”, как именовал и отмечал ее с большой буквы В.И. Вернадский: “Природе, являющейся основной чертой проявления биосферы” [5, 6], Природе, “устроение которой прежде всего характеризуется жизнью” [5, 6], Природе “... биохимическая энергия живого вещества в которой, выражается… в дыхании и питании организмов законами Ее, которые...”, как отмечает В.И. Вернадский “... до сих пор не найдены в своем математическом выражении” [5, 6], взял на себя наш выдающийся соотечественник, самородок-исследователь Иванов Порфирий Корнеевич.

  Несколько слов о его жизненном пути. Сын шахтера, с 11 лет сам познавший тяжелый шахтерский труд, участник революции и тех первых незабвенных дней, когда все дышало революционным энтузиазмом грядущих перемен, и когда ленинский лозунг “учиться...” стал путеводной вехой для всего поколения. Дух и формы культурного и научного просветительства были тогда столь высоки, что могут являться образцом для нашего времени. Иванов П.К. с головой окунулся в изучение трудов по естественным наукам, медицине и философии. Редкие по силе природный ум и память помогли ему в приобретении все новых знаний. В доме растет библиотека, кроме этого многое прочитывается на стороне и прослушивается на научно-философских дискуссиях, которых тогда было великое множество. Одно время он даже ходил на рабфак, но потом раздумал, так как это отняло бы много времени от задуманного им небывалого эксперимента в Природе, к которому он себя готовил, и контуры которого он уже предвидел.

  Идея его эксперимента поистине захватывающа: каковы наиболее общие закономерности взаимодействия человека и “живой Природы”, ведущие к качественному преобразованию человека — совершенствование его здоровья, как на физическом, так и на психическом уровнях, возрастание его духовного уровня, включая качественное преображение человеческого организма на этом пути, как на физическом, так и на духовном плане, вплоть до превращения человека в существо неумирающее. Соответственно этому, как он отмечал, изменяется и сама природа, превращаясь, буквально воспроизводя слова русского мыслителя Н.Ф. Федорова из “слепой, стихийной силы, умерщвляющей и убивающей, в силу животворящую и воскрешающую”. Нетрудно видеть, как близка эта мысль, описанная в многочисленных тетрадях Иванова П.К. идее В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу — Природу разумную.

  Глубина и уникальность его замысла при отыскании условий для эксперимента в Природе заключалась еще и в том, что тогда (30-е годы), когда большая часть научно-технического аппарата была ориентирована на “силовой диалог” с Природой (который, к сожалению, продолжается и до сих пор во все более увеличивающихся размерах), П.К. Иванов уже тогда осознал бессмысленность такого подхода к “живой Природе”, бесперспективность вечной войны с Ней, когда убиваются “братья наши меньшие”, когда человек, будучи и сам еще дитем Природы, уподобляется младенцу в лоне Матери, колющему и разрушающему вскармливающее его лоно, в результате чего болеет и гибнет и младенец, и вскармливающая его Мать. Воистину пророчески звучат по этому поводу слова В. Астафьева [27]:

  "Нельзя далее поперек Природы идти, нельзя себе вперерез, иначе запустеет все вокруг, зарастет бурьяном, и сам человек в себе выродится, запаршивеет, лишится силы и последнего разума...”

  Поэтому единственное условие чистоты эксперимента — это установление контакта с живой Природой, основанного на взаимодоверии с Ней, а это означало остаться безо всякого оружия для борьбы с Ней, и, насколько возможно, — “безо всякой одежды”, которая, отгораживая нас от Природы, также несет рассогласованность с Ней, а значит и невозможность познания истинных закономерностей в “диалоге” с Ней. То есть, как отмечает Н.Ф. Федоров “настоящей лабораторией, способной решить этот вопрос должна быть не тесная замкнутая клетка замкнутого от жизни специалиста, а собственный организм человека и вся окружающая его природа” [11]. Иначе говоря, не принцип “человек-прибор-Природа”, на котором издавна построены все способы исследования, а непосредственно “Человек-Природа”.

  И вот снята одежда, остались одни шорты, и началось решение задачи, которую до него в такой широте не ставил никто и которую он решал в течение пятидесяти лет, “открыв тело свое навстречу познанию истины”, а это значит стуже и ветрам, слякоти и зною на бескрайних просторах “лаборатории своей” — российской и украинской земель с их широкими полями, лесами, многочисленными реками и водоемами и, добавим, городами и селами… Потому что люди — это часть Природы, и здесь проявились “тепло” и “стужа” в отношениях к нему, то есть, наряду с пониманием его труда было и недоверие и преследования на самых различных уровнях. Но все это не отвело его от намеченной цели, а только укрепило П.К. Иванова в правильности выбранного пути.

  И вот итоговый результат такого искреннего “диалога” с Природой: в Природе есть все необходимое для совершенствования здоровья человека, то есть все, чтобы он не простуживался и не болел и шел все выше по пути качественного совершенствования себя в Природе. И все нужные для этого лекарства Природа дает человеку через чистый непосредственный контакт с тремя ее “телами” — воздухом, водою и землею, несущими в себе дыхание всей жизни в живой Природе. Были найдены и закономерности этого контакта, через которые человек получает природные силы для качественного изменения своего внутреннего плана, которые мы приведем в виде выдержки из его тетради:

  Мы стали брать в Природе только “хорошее” и “теплое”, а от “плохого” и “холодного” мы стали отгораживаться, уходить. В этом наша ошибка: мы живем однобоко, а не кругозорко. За это нас природа бьет своими силами: мы простуживаемся и болеем и умираем на веки веков. А вот если мы не будем уходить от “холодных” качеств Природы, заимеем с ней дружбу и любовь со всеми качествами ее, как “хорошими” и “теплыми”, так и с “холодными” и “плохими” в их единстве, тогда мы перестанем болеть и простуживаться, станем здоровыми. Природа станет нам Матерью. Она через воздух, воду и землю откроет нам силы свои для нашей полнокровной жизни. Жить мы будем, а умирать не будем...” [28].

  И много подобных этому высказываний в его многочисленных дневниках-тетрадях.

  Таким образом, Иванов на практике пришел к познанию, что наиболее общими законами совершенствования человека в Природе являются законы диалектики, сделавшись, можно сказать, первым “диалектическим человеком”, возможности которого, как отмечает Ф. Энгельс бесконечны [29], полностью удовлетворяют философскому выводу о том, что “точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания”.

  Вывод Ф. Энгельса о том, что “Природа является пробным камнем для диалектики” и что “все в ней совершается, в конечном счете, диалектически, а не метафизически” [29] зазвучал по-новому, благодаря практике Иванова П.К., так как ему через опыт удалось ввести в диалектику существенно новый элемент – “диалектику живого”, благодаря “чувствованию”, которое Иванов П.К. определяет в самом общем смысле как чувствование “хорошего”, “теплого” и “холодного”, “плохого”, заставляющие реагировать живые организмы на них как на причины изменения их поведения, в отличие от безразличных к ним косных тел. В этом, быть может и состоит наиболее общее определение “живого” в Природе.

  Замечательное научное предсказание В.И. Вернадского о Ноосфере – как высшей физической реализации наиболее разумного в Природе – человеческой мысли в Ней – эволюционного Ее продукта, нерасторжимо связанного всеми жизненными нитями в Ней, т.е. со всем полем жизни Ее – Биосферой, позволило значительно углубиться в понимании наиболее общих закономерностей, присущих этому в высшей степени духовному союзу Природы и человека. Воистину пророчески звучат на этот счет поэтические строки Ф. Тютчева:

    “Связан, съединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества”.

  Законы диалектики живого в Природе, “этой творящей силы естества” пополняются с появлением Ноосферы, кроме известных трех законов:

— единства противоположностей *);

— отрицания отрицания;

— перехода количества в качество,

  еще одним законом, так долго ждавшим своего часа: законом единства единичного и всеобщего, как принципа Любви. Он был сформулирован еще Иисусом Христом в тогдашних терминах, как “несение креста”, но как еще долог был его путь через межи истории, чтобы через локальные пространственно-религиозные, нравственные и этические островки и связи стать единым законом для всего человечества в Природе. Одно из проявлений его: вселенная бессмысленна (и ныне это уже объективный факт!) без каждого из нас, живущих на Земле людей.

  Через этот закон мы опять едины, как един был первый сотворенный человек – Адам. Более того, этот закон отныне распространяется и на все многообразие взаимодействий Человека и Природы. И, уже как итоговый результат образования Ноосферы, он со все возрастающей силой начинает звучать во всей полноте их взаимоотношений, во многом благодаря еще и уникальной практике в Природе Иванова Порфирия Корнеевича. Исполнение этого закона, как неизбежного условия дальнейшего прогресса всего человечества – создания качественно нового человека, как показал Его опыт, лежит на путях практического несения “Креста в Природе”, суть и предназначение которого заключается в сознательном погружении (крещении) всего своего существа во все качества Природы, как “хорошие”, “теплые”, так и “холодные”, “плохие”, в мире и доверии к ним, вырабатывая в себе, путем практики, любовь к ним. Подчеркиваем – погружении-крещении, а не любованием, к примеру, Ею (ландшафтная любовь) в отгороженности от нее, как от зверя в клетке. Возникает, естественно, вопрос, где найти условия для этого? Как соединиться, к примеру, в доверии и любви с метелью и стужей (природной и людской), духотой и зноем, дыханием каждой травинки или с таинственной музыкой небесных светил и галактик? Ответ гениально прост и строг: через воздух, воду и землю – физических носителей всех существующих дыханий жизни. Открыть себя им и соединиться как единое целое с ними – вот неиссякаемый и вечно живущий “Логос” каждого разумного человека. Практика такого соединения с Природой и Человеком, как “микрокосмом” вселенной в самом конкретном варианте изложена Учителем-Ивановым в “Детке”.

  И подобно тому, как Господь Иисус Христос, с любовью погрузившись в человечество, испытал на Себе всю полноту человеческих отношений к Нему, как “хороших, теплых”, так и “холодных, плохих”, или, как говорит св. Писание “искушаем был” и более того – как наивысшая жертва – будучи Един безгрешен (т.е. неся в себе только “хорошее, теплое”, или, как говорит св. апостол Павел, “все в нем было “Да””), Он взял на себя все “холодное, плохое”, буквально до самого дна человеческого, до самых глубин преисподней – все его грехи и уравнял их Своим безмерно самым “хорошим, теплым”. Или, говоря духовным языком св. ап. Павла, “Нисшедший в преисподние места земли, он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все”. Если обратиться к откровению, о пути спасения предвозвещенным св. пророком Исаией и позже прозвучавшим из уст св. Иоанна Крестителя, то можно сказать, что он спрямил все пути человеческие для их спасения в вечном действии на вечном “Кресте Жизни”, подчеркиваем – вечном действии, причем вечное мы здесь понимаем уже и научно, с привлечением трудов Л. Пастера, П. Кюри, Г. Бергсона, как интегральную совокупность всех отрезков времени – “длений” [5] (термин, введенный в русский язык В.И. Вернадским на основе этих работ и собственных исследований), присущих каждому из всех людей и всему живущему в Природе и с этих позиций можно сказать, что Он покрыл (спрямил) и покрывает все грехи человеческие, как в прошлом, так и в настоящем и будущем и избавляет от них всех людей, идущих к Нему, в осознании “плохого, холодного”, отказе от них (тогда осознание – покаяние) и в стремлении избавиться от них, за счет соединения на принципе Любви и Веры с Его безмерно и неиссякаемо “хорошим, теплым”, переходя в результате этого в качественно иное, освобожденное от “плохого, холодного” состояния – состояния спасения. Таков путь к Нему, Причине живого, который, как нетрудно видеть, полностью отвечает законам диалектики живого и, как следствие их, переходу в новое качество. И что такое воскресение Христа, как ни преобразование, на основе этих законов, в качественно иное состояние, состояние бессмертного Человека и Бога!

  Так и человек, как образ Его Богочеловеческой сути, погружаясь в Природу (подобно тому, как Христос погрузился в человечество) должен полюбить все изначальные Ее как “хорошие, теплые”, так и “холодные, плохие” качества, соединиться с ними, спрямив их на основе законов диалектики живого (практика изложена в “Детке”); а если не хватает собственных сил (исходное состояние всех живущих в Природе людей), то за счет благодатных сил “вечного Логоса”, источника жизни – Иисуса Христа, уравновешивающего любое “холодное, плохое”, в совокупности с трудом человека на пути этого единения “хорошего, теплого” и “холодного, плохого” в мире, доверии и любви к ним, - перейти на основе сознательного выполнения законов диалектики живого в качественно иное состояние “воскрешения, состояние неумираемого, вечно живущего и вечно пребывающего в радости, творчестве и любви ко всем людям и ко всей живой Природе, человека безо всякого насилия над Ней, или подготовить, по мысли Н.Ф. Федорова поколение, “которое воскресит его”. Такова идея, которую утверждал П.К. Иванов, таково, вероятно, одно из важнейших предназначений человечества. Таково пространственно-временное, творчески-эволюционное преобразование человека на Земле в полноте его духовной и физической сути, и, как прямое следствие этого, всей живой Природы на Земле.

  Практику совершенствования всех людей на основе наиболее общих и истинных законов совершенствования человека в Природе – законов диалектики живого, ведущих к качественному преобразованию его внутреннего плана, как на физическом, так и на психическом и духовных уровнях, Иванов П.К. изложил в изумительно простой и в то же время глубокой системной форме в виде практических советов, которые получили название “Детка” (так Порфирий Корнеевич называл всякого, обращающегося к нему за помощью, вне зависимости от возраста, профессии, социального положения). “Детка” основана на наиболее общих законах совершенствования человека в природе: законе единства противоположностей, отрицания отрицания, единства единичного и всеобщего как принципа Любви и, как следствия их исполнения, - закона перехода количества в качество.

  В первом же пункте речь идет о “закалке”, то есть исполнении на деле закона единства противоположностей через быстрое соединение “теплого” с “холодным” подобно тому, как закаляется и облагораживается металл в противоположных качествах огня и воды.

  Один из способов исполнения закона отрицания отрицания конкретизируется на человеческом организме в практике питания и голодания (П.К. Иванов называл эту практику тренировкой или сознательным терпением). Полное отрицание еды и питья на весьма продолжительное время (42 часа), а затем вновь отрицание неедения и возвращение к еде – вот спираль уже сознательного диалектического восхождения человека, сопряженного с некоторыми трудностями, из которых основные: безволие, ссылки на привычные для нас условия жизни (мол, все до нас так жили, никто не голодал – яркий пример рассудочного, не диалектического подхода). Кроме того, необходимо указать еще на одно сопутствующее “сознательному терпению” обстоятельство, которое можно было бы назвать фактором Бамбара – французского исследователя, занимающегося вопросами выживаемости человека, оставшегося без пищи и воды в открытом море. Этот эффект сводится не столько к ощущению глубокого голода, сколько к чувству уныния, наступающему где-то в начальном и срединном отрезке голодания. Оно преодолевается волевым усилием в соединении с несколькими глубокими вздохами, а в основном полезным трудом, занятостью. Практика единения всеобщего и единичного на основе принципа Любви и непрерывное самосовершенствование для того, чтобы стать “нужной единицей” в общем мироздании, достигается за счет внимательного соединения себя с окружающим пространством: воздухом, водою, землею при возможно более открытом контакте с ними как на физическом плане, так и на уровне мысленного доверительного соединения с окружающим миром. П.К. Иванов говорил “Полюби все в воздухе, воде и земле со всеми их качествами – хорошими и плохими”. Постоянное делание этого, как показывает и личная практика, является залогом как телесного, так и психического здоровья человека (например, через слово “здравствуйте”) с встречающимся повседневно “плохим” и “холодным” состоянием, отношением, намерением прохожего или группы людей на дороге, в транспорте и т.д. А в результате – качественный скачок, ведущий к доверию между людьми, обретение взаимного мирного состояния. Ведь мир не абстрактное понятие и конкретизация его начинается с двух и более людей – в семье, на работе...

  Вся “Детка” пронизана духом “диалектики живого”. Она просто и доходчиво изложена и понятна всякому – как “ученому”, так и “неученому” человеку.

  В одной из последних своих работ – “Изменение жизни” – П.К. Иванов говорил о путях обновления человека. Почти дословно цитируя Новый завет, он писал: “Отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевшего в обольстительных похотях и обновитесь духом ума вашего и облекитесь в нового человека...”.

  Сами мы ежедневно, на каждом шагу становимся свидетелями и участниками “убийства” Природы, нарушая важнейший диалектический закон единства единичного и всеобщего, закон любви ко всему сущему, уничтожая тем самым свое духовно-нравственное и физическое здоровье. Выполнение же законов “диалектики живого” приведет человека-потребителя, а значит, убивающего в Природе, к качественному преобразованию его, “к жизни без потребности”, к рождению в нем нового человека. “Пока питание не станет созиданием, мы будем уничтожать все живущее в Природе”. Эти слова Н.Ф. Федорова благодаря эксперименту П.К. Иванова только начинают приобретать свое актуальное значение.

  Система Иванова П.К. приобретает все большую известность как у нас в стране, так и за рубежом. Ею занимается огромная масса людей: от глав государств до ученых, интеллигенции, городских и сельских жителей. Ее непреходящее значение состоит в том, что, основываясь на наиболее общих (диалектических) законах совершенствования человека в природе, она ведет к качественной перестройке каждого из занимающихся ею на всех уровнях его развития, в прямом смысле совершенствования его, как человека [30, 31].

  Что могут дать в недалеком будущем достижения Иванова П.К. и его система?

  Основываясь на законе перехода количества в качество, который, как отмечает Ф. Энгельс [28] “есть не мистика, а самый реальный закон развития”, человек в своем совершенствовании в результате перестройки внутреннего плана своего откажется от пищи, “будет жить без потребности”, энергетически перейдет в новое состояние, когда он не будет нуждаться в доме”, преобразует свое тело, буквально, как предсказывал К.Э. Циолковский [10], в новое “солнечное”, “лучистое” состояние, не будет ничего убивать в Природе для своих потребностей, и, живя в гармонии со всем живущим в Природе, этим окончательно утвердит гуманизм своего существования и дальнейшие пути своего бесконечного развития. В восемьдесят четыре года Иванов П.К., как в свое время К.Э. Циолковский, пишет: “Человек заимеет жизнь вечного характера. Люди перестанут кушать, перестанут одеваться и перестанут домом нуждаться… Человек легким сделается, он своим зонтом легким себя в воздух поднимет, будет летать… Он будет для всех безвреден, не будет плохого чинить”.

  Обобщая все вышесказанное можно сделать следующее заключение.

  Идея Н.Ф. Федорова об “общем деле” воскрешения людей, как исполнения воли Бога отцов наших, именовавшего, как повествует нам Книга Бытия [32], народ свой “природными жителями Земли”, обрела философское и научное развитие в трудах ученых: К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, В.Ф. Купревича. И, как итог, поистине небывалого жизнетворчества наших соотечественников – практическое воплощение этого “общего дела” в 50-летнем природном эксперименте Порфирия Корнеевича Иванова.

  Одним из важнейших выводов этого эксперимента является взгляд на здоровье, как на некоторое предельное состояние отсутствия болезней в человеке, в том числе и такой, самой тяжелой болезни, как смерть, то есть абсолютное здоровье – это бессмертие. Абсолютно здоровый человек будет жить вечно – это сущностная идея П.К. Иванова и его мировоззренческая платформа.

  С философской точки зрения П.К. Иванов практически исследовал и обосновал, что основными и наиболее общими законами развития в Природе являются законы диалектики “живого”, основным признаком которого, согласно П.К. Иванову, является чувствование различия между “хорошим, теплым” и “холодным, плохим” в Природе, что является, очевидно, наиболее общим естественным определением “живого”.

  Практически сформировавшийся и обоснованный им четвертый закон диалектики живого – закон единичного и всеобщего, как принцип Любви, сформулированный и исполненный еще Иисусом Христом в тогдашних терминах, как “несение креста”, в современную эпоху – эпоху образования Ноосферы, начинает играть главенствующую роль в совершенствовании человека и раздвигается до несения “креста в Природе”, как практическое исполнение всех четырех ее законов. При этом, в случае исполнения через практику в Природе трех из четырех законов ее (практика изложена в его известной “Детке”), с неизбежностью вытекает исполнение и последнего закона – закона перехода количества в качество, который П.К. Иванов определил, как переход в “неумираемое состояние все возрастающей и расширяющейся радости и любви ко всему сущему в Природе”, безо всякого насилия над всем живущим и существующим в Ней.

  Далее, введенное В.И. Вернадским научное представление о “живом веществе” дает возможность определить наиболее тонкую часть его в человеческом организме, как область, несущую свойства души. Обосновано Вернадским также и важное свойство живого вещества – прорабатывать (измельчать) косную среду до полного проникновения, что дает возможность полагать постоянную проработку этой тонкой душевной областью организма человека, всей остальной части организма, в том числе и косной, части его, до сродства с собою.

  Если это объединить с высказыванием Св. Игнатия Брянчанинова [33] о том, что смерть является разделением души и тела, то можно, в случае сознательного практического исполнения Законов диалектики живого в Природе, описать переход человека в бессмертное состояние следующим образом, а именно: живое вещество души прорабатывает качественно более косную среду – физическое тело (хотя бы малую часть его) до сродства с собою. Эта часть физического тела в гармоническом едином движении сливается с душою как единое существо, и, по отделении души от тела, эта проработанная часть уже не может разделиться с нею и выходит вместе с нею.

  Это, если следовать Н.Ф. Федорову и есть “воскрешение”, долженствующее быть исполненным сынами человеческими, как исполнение воли Бога отцов наших, заповеданной еще Адаму “возделывать землю, из которой он взят” (Бытие 3.23) [34].

  По выражению Св. Максима Исповедника [34] земля эта – есть человеческое тело наше. Как же возделывать эту Землю? Исполнять практическим делом в Природе законы диалектики живого.

Воскрешение через Природу, согласно Н.Ф. Федорову, есть необходимый Богочеловеческий акт, долженствующий предварять Троический Богочеловеческий акт полного спасения человека, как единства духа, души и тела.

  Рождаясь, как “росток из сухой земли” практика исполнения законов диалектики живого в ближайшие десятилетия неизбежно объединит всех людей в едином общем, братском деле на пути исполнения воли Отца, ведущее Человека к воскрешению, к бессмертию его. При этом человечество перейдет в новое состояние – состояние, основанное на ненасилии окружающей Природы, на доверии и любви к ней, на гармоническом единстве Ноосферы и Биосферы.

___________

ЛИТЕРАТУРА.

  1. ИМПАКТ (наука и общество), Юнеско, М., Пер. на русский язык, “Прогресс”, 1982.
  2. Природа и ресурсы, сборник, N3, 1982.
  3. Перспективы Юнеско, N1-2, Пер. на русский, “Прогресс”, 1982.
  4. Природа и человек, N3, 1981.
  5. В.И. Вернадский. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М., “Наука”, 1975.
  6. В.И. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., “Наука”, 1977.
  7. В.И. Вернадский. Живое вещество. М., “Наука”, 1978.
  8. К.Э. Циолковский. Грезы о земле и небе. М., 1959.
  9. К.Э. Циолковский. Растение будущего. Животное космоса, самозарождение. М.
  10. К.Э. Циолковский. Научно-фантастические произведения. Тула, 1986.
  11. Н.Ф. Федоров. Философия общего дела. Т. 1,2., 1906-1913.
  12. В.Ф. Купревич. Проблема вида гетеротрофных автотрофных растений. Сочинения, т. 1. Издательство АН СССР.
  13. В.Ф. Купревич. Бессмертие – сказка? Наука и религия, N9, 1965.
  14. В.Ф. Купревич. Живым-живые. В кн. М. Васильев, С. Гущев. Репортаж из XXI века. Изд-во “Советская Россия”, 1962.
  15. Шредингер. Что такое жизнь с точки зрения физики. М., Л., 1947.
  16. Пригожин. Введение в термодинамику необратимых процессов. М., 1960.
  17. Глендсторф и Пригожин. Термодинамическая теория структуры устойчивости и флуктуации. М., “Мир”, 1973.
  18. Сент-Дьерди. Биоэнергетика. М., 1960.
  19. Энергия клетки – электричество. Журнал “Наука в СССР”, N5, 1981.
  20. Термодинамика биологических процессов. М., “Наука”, 1976.
  21. Д.И. Зотин. Термодинамический подход к проблемам развития, роста и старения. М., “Наука”, 1974.
  22. Дайсон. Будущее воли и будущее судьбы. Природа, N8, 1982.
  23. Знание – сила, N3, 1983.
  24. И.И. Гвай. О малоизвестной гипотезе Циолковского. Калуга, 1959.
  25. К.Э. Циолковский. Второе начало термодинамики. Изд-во Калужского общества изучения природы, 1914.
  26. К.Э. Циолковский, Обратимость химических явлений. Рукопись, архив АН СССР.
  27. В. Астафьев. Слепой рыбак. Журнал “Наш современник”, N5, 1986.
  28. “Будьте здоровы, детки!” Сборник статей Учителя Иванова, издание 2-е. Казань, “МАГАРИ”, 1994.
  29. Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госуд. издательство политической литературы, М., 1955.
  30. И.Я. Хвощевский. Жить мы будем, а умирать не будем. Журнал “Природа и человек”, N10, 1989.
  31. И.Я. Хвощевский. Будем как боги. “Наука”, еженедельный выпуск КНЦ АН СССР, Казань, 12 марта 1990.
  32. Библия.
  33. Слово о смерти. Соч. епископа Игнатия Брянчанинова, т. 3, С-Петербург, 1905.
  34. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II, часть I. “Мартис”, 1994.

Игорь Яковлевич Хвощевский, 1995 год

____________________________________



Hosted by uCoz