"Проследите все вы
мои написано тетради им у этом конца краю нет от
чего вы как таковые узнаете за мое дело сделано а
оно есть оно было и будет вечно в жизни. Слово —
это мое дело в природе никогда и никак не
умераемое. Я для людей это делаю, для жизни”. [1,
79]
И еще потому,
что тетради Учителя — это неисчерпаемый
источник истинных знаний. В них можно найти
ответы на все вопросы, волнующие человека,
стремящегося к познанию истины.
А самое
главное — чтение тетрадей не только пробуждает
мысль, помогает глубже понять его Учение, но и
каждый раз дает новый импульс, толчок к
практическому делу.
"Продолжение
жизни в моей писанине. Читайте и понимайте —
это правда”. [2, 195]
"Эта история
она взята из закалки тренировки нашим всем людям.
Пусть они на это все смотрят, пусть они про это
вот сделаное мною читают и по своему понимают
сделано им для того, чтобы они за это брались и с
любовью делали”. [3, 1]
Значит,
Учитель хочет, чтобы мы все сами читали его
тетради (а не пользовались только комментариями
к Идее Учителя), потому что каждый из нас поймет
их “по-своему” и будет формировать свое
собственное индивидуальное сознание.
В беседах об
Учителе можно услышать высказывания о том, что
тетради написаны не для нас, а для сына, которого
мы все ждем (кто прихода, кто рождения — кто как
понял). На это отвечу тоже словами Учителя: “Этот
человек будет в жизни мудрец. Он не будет читать
не будет так решать. Его дело — это дело делать. У
этого дитя будут руки золотые ум его дорогой”.
[4, 180]
2. Что дает мне чтение
тетрадей?
"Что ты там
находишь?” Такой вопрос был задан мне в декабре
1996 года в Доме Здоровья на хуторе Верхний
Кондрючий, когда заговорили о тетрадях Учителя.
Тогда я
ответила очень кратко:
— Из тетрадей
Учителя я узнала, что “Самая важная дорогая идея
оставаться любому и каждому человеку без усякой
потребности”. [1, 94]
И еще: “Никому
не нравится моя тежолая и терпеливая без денег
идея”. [5, 120]
Да, многие из
нас, получив с помощью “Детки” физическое
здоровье, с новыми силами продолжают грабить и
убивать природу, заявляя при этом, что нам и с
потребностями хорошо.
О несогласных
с его Идеей Учитель написал так: “Тот человек у
природе есть не соглашается с Идеей Иванова с
учителева он является враг всего
человечества”. [4, 61]
Теперь хочу
ответить на этот вопрос пошире, опять таки,
опираясь на слова Учителя.
"Если мы эту
вот с жизни упустим Идею и бросим ею заниматься,
то наш человек с колеи уйдет”. [1, 59]
Именно из
тетрадей Учителя я узнала о его Учении и поняла,
что его Идея — это не просто закалка-тренировка,
а наука. Слова, написанные Учителем, в свое время
потрясли меня, да и сейчас являются для меня
источником вдохновения:
"Бог Земли не
для того рожден, чтобы его Учение и его дело не
воспринялось всурьез. Он все это показал своим
видом и делом, являясь живым примером и
последователем своего Учения. То, чего Он достиг
— грандиозно. Отнекиваться от всего этого только
потому, что нам не все понятно и мы мало об этом
знаем, мы не имеем права. Он является живым
фактом, доказывающим правильность своего Учения.
А если люди не могут пока найти всему этому
убедительного объяснения, то не признавать всего
этого может не совсем умный и не совсем честный
человек. Но Бог не судья людям в этом вопросе он
живет своим умом”. [6, 198]
"Умереть
можно будет нам всем но вот надо нам народиться и
жить вечно научиться, безсмертно. Я эту дорогу
нашел изыскал ея, теперь она не мое лично, а всего
нашего мира людей. Это — наука из наук, наука
Безсмертие я ея начинаю. Этому вот конца нема. А
начало есть”. [7, 11 июня]
А раз это
наука, то, значит, ее надо изучать.
3. О чем еще
можно узнать из тетрадей?
Хотите узнать
об отношении Учителя к труду, к пище? Или, что он
пишет о цели своего прихода; об эволюции; о
сознании; о знаниях вообще и о науке и технике, в
частности; о вере и о верующих; об истине; о
правде; о том, что будет через 50 лет; об учениках; о
чувствах; о теле; о Доме Здоровья; о жизни одной
семьей? Или просто: о зонтике, о кошке?
Если хотите по
всем перечисленным и многим другим вопросам
сформировать свое собственное, почерпнутое из
первоисточника, понимание, тогда, не откладывая,
принимайтесь за изучение тетрадей Учителя, ибо
только через них вы придете к истинному
пониманию Учения Учителя, его Идеи, потому что
написаны они самим Богом.
Хотя некоторые
утверждают, что “настоящее понимание учения
происходит только в Доме Здоровья” (или, как
его сейчас переименовали, в Доме Учителя*).
Не буду оспаривать это утверждение (ведь Учитель
разрешает нам “по-своему” понимать), но и
соглашаться с ним не могу.
__________
*)
См.
брошюру “Учитель Иванов. Жизнь и Учение”, М., 1996
г.
Само слово
“только” уже содержит в себе ограничение. А
ограничение несовместимо со стремлением к
познанию.
Так что —
судите сами.
Конечно, без
Дома Здоровья в этом деле не обойтись, так же как
и без тех людей, кто долгие годы жил рядом с
Учителем. Но вся беда в том, что в этом доме сейчас
дается однобокое, половинчатое толкование
Учения Учителя. А оно, ведь, кругозоркое! Один
человек не в состоянии полностью вместить это
учение (тогда бы он стал Богом). Каждому, кто был
рядом с Учителем, он раскрыл только часть истины.
(К такому выводу приходим мы, люди, не видевшие
Учителя, общаясь со “счастливчиками”, которые
учились у живого Учителя).
К тому же,
живые свидетели жизни Учителя, развития его
Учения находятся не только в Доме Здоровья. Они
живут также в других домах на хуторе, в других
городах.
4. Об
однобокости.
Чтобы не быть
голословной, говоря об однобокости толкования
Идеи Учителя, приведу такой пример.
Мы часто
говорим и пишем о том, что повторить путь Учителя
не сможет никто.
Да, есть такое
у Учителя:
"То, что
сделал я никому этого не сделать”. [10, 84]
"Это никак
невозможно сделать никому”. [10, 81]
Казалось бы —
все, положение безнадежно. А раз невозможно,
значит и не надо ничего делать: сиди и жди, пока
кто-то придет и куда-то поведет. Но в этой же
тетради есть и такая фраза:
"Это дело не
каждый человек сможет проделать”. [10, 49]
А в тетради
“Батько отец украинский родной” Учитель пишет: “Он
пока такой один, но скоро раскроются такие
вот ворота будет доступно нам всем”. [11, 144]
Эти слова уже
поселяют надежду на то, что хоть кто-нибудь, да
сможет.
Давайте же
будем честными до конца и вспомним, что у Учителя
есть еще и такие слова:
"Я вырос в
природе таким в людях и хочу сказать им — все
могут такими сделаться”. [12, 39]
"Все умеют
раздеваться и разуваться и не кушать да без дома
оставаться они боятся и не хотят испытовать
чего испытовает на себе Иванов”. [13, 30]
"Этого делать,
чего сделал я за 43 года можно делать всем. Это
не смертельное, а любовное природное явление”. [11,
17]
Так почему же
мы не говорим об этом людям? Может быть потому,
что говорить — значит надо делать самому. А это —
трудно, не все получается, бывают срывы.
Но у одного не
получится, у другого, у третьего..., у девяносто
девятого, а у сотого может получиться.
Ведь Учитель
так надеялся на то, что мы, наконец, проснемся и
начнем сознательно помогать ему — делать его
дело:
"Он все делает
один никого не заставляет идти по своей
дороге. У этом был бы его проегрош. Люди должны сами
сознательно этого делать”. [6, 202]
Если же кто-то,
делая дело Учителя, попал в психушку, заболел или
даже умер, то это не повод для отказа от
практического следования за Учителем.
Посмотрите вокруг: сколько людей сейчас болеет,
умирает, хотя многие из них даже не слышали об
Учителе.
Не нужно
бояться делать — каждый должен иметь свой
личный опыт дела. Но на пути Учителя нужно
стараться все время находиться в гармонии с
Природой: с одной стороны не спешить, а с другой
стороны не стоять на месте – каждый день прожить
в победе.
Природа и
здесь нам помогает: как только мы
успокаиваемся и перестаем двигаться вперед, она
нас подстегивает — мы начинаем болеть.
Застой несовместим с жизнью, потому что жизнь —
это движение. И это не только слова. Опыт многих
людей, следующих за Учителем, подтверждает это.
Точно так же
можно разобрать и вопрос о причине болезней. У
того, кто читает тетради Учителя, уже не будет
сомнений в том, что причиной болезни являются
наши неправильные поступки и даже мысли. И очень
грустно становится, когда слышишь другую,
придуманную людьми, версию о причинах болезней:
мы болеем, чтобы не забывать Учителя.
Такая
трактовка приносит большой вред, потому что она
отбирает у человека возможность понять
причинно-следственную связь между поступком и
его последствиями, задерживая, тем самым,
развитие его сознания.
Что это —
непонимание, зависть, или что-то еще?
Не перестаешь
удивляться изворотливости человеческого ума.
Вместо того, чтобы честно признаться в своих
ошибках или, просто, в своих человеческих
слабостях, некоторые люди ищут оправдания своим
неправильным поступкам.
Может быть,
все-таки, корень зла лучше искать в себе? Если
человек еще не победил в себе жадность, лень,
самодовольство, страх, лицемерие и гордость, а
пытается выскочить вперед — Природа
приостанавливает его, подавая сигналы, а если
человек не слышит или не понимает эти сигналы,
тогда она резко останавливает его самыми
различными способами – средств у нее для этого
предостаточно.
Рассмотрим
“однобокость” еще на одном примере — в вопросе
толкования понятия: Учитель-Бог —
Учитель-человек. Почему-то говорят об Учителе
только как о Боге, тем самым противопоставляя
себя ему.
Да, Учитель
говорил некоторым людям, чтобы они сказали кто
Он. Но есть и другие свидетели жизни Учителя,
которых он просил не говорить о нем как о
сверхъестественной личности, а говорить как об
обычном человеке.
И мы знаем об
этом, но молчим, преподнося людям полуправду,
хотя прекрасно знаем и читаем людям слова из
сказки Учителя “Говорят, что это было”:
Всю неправду прочь
с дороги —
Не нужна она в Природе.
Всем мешает она в
свете:
Взрослым, юношам и
детям;
Порождает белоручек,
проходимцев, недоучек.
Жадность к пышности,
богатству...
А сказка эта
непростая. Недаром же Учитель просит нас: “Читайте
сказку говорят что это было”. [14, 128]
Ведь в этой
сказке – программа действий для нас:
Закаляй себя в терпеньи
Силу разума — в ученьи
Честность, кротость, уваженье
Старику отдай почтенье,
А ребенку наставленье...
И в этой сказке
написано, каким должен стать каждый человек:
“честным, смелым и простым”. Вот чего хочет от
нас Учитель.
5. Размышления
о зависти.
Все, кто хоть
немного знаком с Идеей Учителя, знают его мысль о
том, что у каждого человека свое место в
природе. И, тем не менее, приходится встречаться с
откровенной завистью по отношению к тем, кто
ходит без головного убора, босиком, или терпит
без пищи больше других. Более того — таких людей
даже осуждают.
Давайте
представим себе, что все мы — единый организм,
составляющий тело Паршека — нашего Учителя, и
каждый орган в этом теле выполняет свою, вполне
определенную, функцию. Тогда мы, может быть,
перестанем повторять слова о том, что “мы никто,
ничто и звать никак”, сказанные в какой-то
конкретной ситуации, а осознаем себя как
необходимую частицу всего Мироздания.
Ведь Учитель
любил людей, радовался их успехам и надеялся на
них:
"Люди — это
есть дух моей Идеи”. [15, 57]
"Люди сами все
это упразднят, у них родится на это сознание”. [12,
47]
Если мы
согласимся с тем, что даже небольшие достижения
каждого из нас являются вкладом в наше общее
дело — дело Учителя, дело эволюции человека в
природе, — в наших сердцах не останется места для
зависти и осуждения. Наоборот, наши сердца будут
переполняться радостью за тех, кому Природа
открывает свои ворота. А открывает она ворота
тем, кто делает практическое дело Учителя с
мыслью о том, что он делает это для всех, а не из
эгоистического желания спасти себя.
Учитель сам
жил для людей и нас призывал к тому же:
"Он не ради
себя терпит, а ради всего мира всех наших людей.
Это не развитие, а упразднение своей жадности.
Этого может человек любой делать, а он
психически не делает — он больной человек”. [16,
190]
6. Опасность
искажения.
Кто
прикоснулся к Учению Учителя как к науке, тот, так
или иначе, использует рукописное наследие
Учителя: его тетради, письма. Вот здесь-то нас и
подстерегает опасность. Как правило, слова
Учителя, взятые из его тетрадей, берутся в
кавычки.
Мне уже
неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что
люди, приводя цитаты, “корректируют” Учителя,
убирая, переставляя, или, просто, неправильно
“расшифровывая” отдельные слова. Но, даже, если
цитата написана правильно, все равно, часто
возникает потребность обратиться к
первоисточнику, чтобы глубже или, просто,
“по-своему” понять то, о чем пишет Учитель. А
сделать это невозможно — первоисточник не
указан.
В беседах с
людьми тоже часто сталкиваешься с искажениями:
люди выдают за мысли Учителя свое собственное
понимание этих мыслей. В таких случаях вместо
выражения: “Учитель писал, что...”, употребляют
слова: “Учитель сказал...”, “Учитель писал...”,
после которых должна следовать прямая речь —
слова самого Учителя, а они-то преподносятся в
искаженном виде. Лучше уж совсем обходиться без
цитат, а просто передавать свое понимание той или
иной мысли Учителя, чем искажать их.
На мой взгляд,
назрела необходимость при использовании цитат
из рукописного наследия Учителя обязательно
указывать первоисточник — название тетради или
другого документа и, желательно, страницу.
Да, это не
просто. Возможно даже, придется заново
перечитать некоторые тетради. Но это не беда:
повторение — мать учения. Зато любой человек, в
случае необходимости, будет иметь возможность
обратиться к первоисточнику, чтобы что-то
уточнить и самому разобраться в интересующем его
вопросе.
А главное —
будет исключена возможность, порой сразу даже
незаметного, искажения Учения Учителя, и всегда
можно будет восстановить истину.
7. Опыт работы с
тетрадями.
Я думаю, никто
не станет возражать против того, что тетради
Учителя — это крепкий орешек: здесь и не всегда
разборчивый почерк, и своеобразный стиль.
Поэтому начинать можно с печатных копий
тетрадей. Но даже после такой предварительной
подготовки рукописные тетради (или их копии)
даются не сразу. Поначалу все внимание уходит на
разбор почерка Учителя, а смысл написанного
ускользает. Здесь надо просто проявить терпение
и потрудиться — терпение и труд все перетрут.
Зато какую
радость испытаете вы, преодолев еще один барьер в
деле Учителя, прикоснувшись к живому,
неиссякаемому источнику знаний! Вы проникнетесь
Духом Учителя и станете более чувствительными к
неправде.
То были слова и
эмоции, а теперь поконкретнее.
Читать тетради
Учителя и не делать выписки просто невозможно —
так много в них новых мыслей и понятий. Этот этап
проходят все, в том числе и я.
Сначала
выписывала в тетрадь, потом на отдельные
карточки, которые сортировала то по названию
тетрадей, то по темам. Но когда тетрадей стало
много, и я физически не успевала выписывать все,
что хотелось бы, остановилась на составлении
содержания к каждой тетради. Перед началом
чтения делаю заготовку: беру несколько листов из
школьной тетради и в алфавитном порядке
проставляю буквы от "а" до "я", оставляя
после каждой буквы несколько пустых строчек. В
процессе чтения выписываю ключевые слова или
даже целые фразы и рядом указываю страницу.
Возьмем для
примера тетрадь “Паршек” 1982 г., февраль:
Опыт
показывает, что больше всего строчек надо
оставлять на букву "п" — это и “поток
сменить”, это и “правда”, это и “похоть”, это и
“просьба” и много других слов. Но главное — это
“природа”. Учитель пишет о природе в сочетании с
разными словами, например:
Природа и Бог
Природа заставила
Наказание от природы
Природа терпит
Природа устанет
Природа руководит
Природа помогает
Природа подсказывает,
предупреждает.
Представляете, как интересно было бы во всем этом разобраться! В этой тетради буква "П" заняла у меня более 30
строчек.
Следующий этап
— составление сводных таблиц — тоже в
алфавитном порядке. Здесь уже ставлю две цифры:
номер тетради и страницу. Отдельно выписываю
фамилии, названия населенных пунктов, даты. Такой
подход к изучению тетрадей Учителя позволяет
быстро находить необходимое в данный момент,
потому что все удержать в памяти невозможно.
И еще одна
деталь. Чтобы лучше понять то, о чем пишет
Учитель, нельзя ограничиваться одной или двумя
цитатами, взятыми из одной тетради. Желательно
собрать все, что сказано Учителем по какой-то
конкретной теме — тогда картина становится
более или менее ясной.
В общем, работы
с тетрадями Учителя — непочатый край.
Подключайтесь — вместе будет легче. “Учитель
все написал — надо делать!” Это слова Учителя
из этой же тетради “Паршек”, 1982 г., стр. 81. Но
чтобы делать, надо сначала изучить.
Успехов вам на
этом пути!
Перечень
тетрадей:
Мой подарок молодежи, 1983
г.
Бог родился в России, 1972
г.
Паршек, 1983 г., (29.03.83 г.)
Люди, февраль 1975 г.
Две дороги, 1958 г.
Я вспомнил, 1974 г.
Это будет такое
безсмертие, 1978 г.
Паршек, 1979 г., 10 января.
Паршек, 1982 г., 20 февраля.
Паршек с закалкой
тренировкой продолжает свое дело начатое, 1982 г.
Батько отец украинский
родной, 1977 г.
Это люди продолжают
изучать и понимать этот бугор где родится
человек нового характера, 1975-76 г.г.
Самая плохая дорога
хуже не может быть, 1965 г.
Ворота, 1973 г.
Человек, 1975 г.
Не обижаться на это.
Паршек, 1982 г.
Две цифры
после цитат, взятые в квадратные скобки,
обозначают:
I цифра —
порядковый номер тетради из перечня;
II цифра —
страница (в дневниковых записях она обозначена
числом и месяцем, например, 11 июня).